Урок №1. Основы композиционного построения изображения.

Первые несколько занятий содержат базовые знания, без которых обойтись крайне сложно. Что-то вы уже знаете, а какие-то нюансы будут для вас новыми. Отнеситесь к этой информации внимательно, так как это основа вашей грамотной работы в будущем. К нашему курсу мы относимся с огромной ответственностью, мы пропускаем через себя все ваши подъемы и падения и хотим, чтобы вы чувствовали нашу поддержку. Здесь вы должны найти не просто свод правил для грамотной работы, а понимание собственной творческой силы и свободы. Никогда не сомневайтесь в себе и своём таланте, ведь вы оказались здесь не случайно, а самое главное - уважайте свой труд, это очень важно. Поздравляем вас с началом курса! Вдохновения вам и творческих сил smile.gif

Очень часто из-за неверно выстроенной композиции страдает весь замысел, и не спасают даже красивые снимки и оригинальная задумка. На первом этапе создания коллажа вы должны четко уяснить себе, что именно вы хотите донести до зрителя, что в вашей работе главное, где именно вы хотите расставить акценты, о чем вы говорите с помощью выбранных визуальных средств. Это не простая задача, как может показаться. Задумка может быть вполне очевидной только для вас самих, но не для зрителя, так как во время работы ваш взгляд замыливается и бывает сложно взглянуть на работу со стороны. Данный материал объяснит вам, как именно удержать внимание зрителя именно там, где вы планировали, и не растерять идеи в процессе создания коллажа.

Итак, основа, на которой строится вся композиция - это соотношения форм и объемов. Композиция не может существовать без вашего замысла, сама по себе. Она лишь вспомогательный прием для выражения ваших идей. Существует множество разных правил построения композиции, но не стоит пользоваться ими одновременно. Ваша задача - выбрать тот принцип или несколько принципов, которые максимально соответствуют вашим задачам и помогут раскрыть идею работы.

Сюжетно-тематический центр - главное в композиции. Выделение в кадре сюжетно-тематического центра называется изобразительным акцентом. Все остальные части должны тяготеть к нему по расположению, по смещению, по ритму деталей или по асимметричности композиции. Это тяготение обеспечивает единство – необходимое условие самого существования композиции. Все элементы вашей работы должны быть подобраны так, что исключение даже одного элемента приводило бы к дисгармонии.
Выделение сюжетно-тематического центра можно сделать разными способами: светом, цветом, резкостью, контрастом, положением, размером, обрамлением и т. д.

Виды композиций. Существуют различные виды композиций:
а) моноцентрическая
б) акцентная
в) доминантная
г) тождественная
д) ритмичная
е) полицентрическая

а) Моноцентрическая.


(предложенные схематические изображения видов композиции утрированы и являются частными случаями)

Она представляет собой один ярко выявленный центр - главный элемент композиции, который затмевает собой остальные элементы.



б) Акцентная.



Кроме основного центра имеет дополнительные элементы, которые бросаются в глаза и акцентируют внимание на себе, раскрывают задумку, поясняют ее. Но они не настолько значимы, чтобы соперничать по важности с главным центром.



в) Доминантная.



Здесь присутствует довольно значимый объект, весомый, но не затмевающий главный центр. Это уже не дополнение, не мелкий акцент, а нечто более значимое для композиции.



г) Тождественная.



Тождество подразумевает сопоставление признаков. Оба смысловых центра одинаково значимы. Любая симметричная композиция - это вариант тождества.



д) Ритмичная.



Ритмичная композиция имеет динамичную структуру и основывается на повторении, чередовании объемов, поверхностей, линий и т.п.



е) Полицентрическая.

javascript:void(0)

В такой композиции все центры в равной мере значимы и спорят между собой. Взгляд переходит от одного центра к другому и нигде не задерживается. Такая композиция подходит для передачи ощущения хаоса, беспорядка, для демонстрации изобилия, избыточности.





___________________


Несмотря на большое композиционное разнообразие, зачастую элементы располагаются, образуя геометрические формы (треугольник, круг, овал, квадрат, пирамиду, прямоугольник и так далее).







Равновесие. Основное правило композиции - уравновешенность ее частей. Они должны быть сбалансированы и не быть одна тяжелее другой. Распределение цветовых пятен, объемов относительно смыслового центра должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости. Принцип равновесия — один из основных законов композиционного построения кадра.



Самый простой способ достичь равновесия - визуально разбить работу на две равные половины. Однако это нежелательно и не всегда уместно. А также нужно иметь в виду, что левая и правая части изображения зачастую не равны в восприятии. Нередко просмотр картины мы начинаем именно с левой части (по аналогии с чтением слева направо), потому и зеркальная копия как правило утрачивает равновесие. Левая часть (исходная точка нашего внимания) кажется легче, правая же (завершение движения) тяжелее. Деталь, перемещенная из левой части в правую (и наоборот), как правило меняет свою значимость для композиции в целом.





Существует понятие "асимметричное равновесие". Чем сложнее это равновесие, тем задумка интереснее. И такая ассиметрия желательна во всем, не только в формах, но и в цвете, контрасте и ритме.



Замкнутость и открытость.

а) Замкнутая, закрытая, композиция подходит для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого. Основные направления линий стягиваются к центру. Взгляд не уходит за пределы кадра. Внимание зрителя остается внутри кадра.





б) Открытая композиция. В открытой композиции основные направления линий исходят из центра, это композиция, которая уводит взгляд из плоскости снимка. Особенно она подходит для панорамных пейзажей.





Зритель следит за взглядом девушки, и он уводит за пределы кадра.



Чтобы вам было легче разобраться, рассмотрим простой пример. Данная композиция открытая (девушки устремляются за пределы кадра, и зритель следит за их движением вовне):



А этот вариант демонстрирует композицию замкнутую (взгляд зрителя, следящего за движением девушек, останавливается на персонаже слева, и таким образом композиция замыкается):



Золотое сечение. Во многих случаях уместно правило золотого сечения. Это очень часто используемый принцип, так как нахождение в точке золотого сечения способствует наилучшему зрительному восприятию.
Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Главные объекты (ваши смысловые акценты) нужно разместить на пересечении этих линий.



Этот принцип можно реализовывать в самых разных работах: от портретов (так, на пересечение линий стоит поместить глаза) до пейзажей (на пересечении - например, солнце или крупное дерево, представляющее собой главный объект съемки).



Правило одной трети. Избегайте разделения кадра на симметричные части. Например, линию горизонта не стоит помещать ровно по середине кадра. Если вы смещаете ее чуть вверх, это должно быть оправдано акцентом на интересном пейзаже. Если же линию горизонта вы решили сместить вниз, значит вы планируете сделать акцент на живописном небе.



Не пытайтесь вместить в кадр сразу всё. Зрительскому глазу должно быть комфортно, а для этого максимально точно разъясняйте свою задумку. Если в первое же мгновение зритель не понял, на что смотреть и в чем идея, значит, вы с задачей не справились. Но как только вы научитесь располагать детали правильно, вы сможете манипулировать вниманием зрителя, и ваши работы станут более впечатляющими и запоминающимися.
Обратите внимание на то, что линия горизонта должна быть строго горизонтальна. Исключение составляют работы, на которых линия горизонта смещена специально - для создания эффекта движения и неустойчивости, то есть для большей динамичности. Однако здесь не должно быть двусмысленности: наклон горизонта в пределах ошибки скорее всего будет принят за вашу оплошность и неумение держать камеру ровно, а отнюдь не за художественную находку.



Статика и динамика. Композиции делятся на статичные и динамичные, т.е. такие, где нет движения и где оно есть. Если композиционная ось (линия, на которой расположены элементы) вертикальная или горизонтальная - это статичная структура. Если композиционная ось наклонена - это динамичная структура.

а) Статика. Статике характерно состояние покоя, устойчивости, равновесия. У статичной композиции есть центр, вокруг которого организуется пространство. Статичность требует спокойных движений линий, четкого членения по вертикалям и горизонталям, и даже симметричности. Симметричные композиции статичны (устойчивы), левая и правая половины уравновешены. Расположение главного, наиболее важного элемента на оси симметрии подчеркивает его значимость. Хотя симметрия относится к числу наиболее эффектных приемов композиционного построения изображения, не стоит компоновать кадр симметрично, если это не случаи построения ритмичных рисунков кадра или симметрии как главной идеи.



б) Динамика.



Диагональные построения делают снимок динамичным. Если вы задумали показать движение, используйте диагональные линии, потому как они наклонны и неустойчивы.



Так как существует неравноправие левой и правой частей изображения, диагональ из левого нижнего угла в правый верхний воспринимается как подъем, символизирует восхождение, активное действие, рост и называется восходящей.





Диагональ из левого верхнего в правый нижний называется падающей, символизирует упадок, падение, нисхождение, снижение.





Чтобы подчеркнуть напряженность движения, можно использовать такие контринтуитивные приемы, как

движение вниз по восходящей диагонали:



(даёт ощущение замедления, повторения)

или вверх по падающей диагонали:

(создает впечатление ухода, обратного хода, возвращения).



Одним из способов достижения динамичного кадра является получение смазанного или нерезкого изображения главного объекта на фоне резкого изображения ближнего плана. Другим способом является противоположный оптический прием. Возможен и эффект движения второстепенных объектов. Всё зависит от вашей художественной задачи.



Ощущение направленности может быть усилено и освещением, потому что человеку свойственно инстинктивное стремление двигаться к свету. Так же ощущение легкости и полета создают развивающиеся волосы и ткань.



Место для движения. На вашем коллаже все персонажи и предметы должны быть расположены так, чтобы у зрителя не создавалось впечатления, словно они заперты в узком помещении (если, конечно, это не задумано специально).
Если вы работаете с изображением человека, то всегда оставляйте место для продолжения взгляда - глаза портретируемого не должны упираться в границу кадра. Впереди движущегося объекта необходимо оставлять больше пространства, чем позади него.



Возможна комбинация двух начал - динамики и статики. Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют или усиливают друг друга, и в результате работа в целом выигрывает.

Принцип вертикали и горизонтали.
Композиция может выстраиваться на сочетании вертикальных и горизонтальных объектов или направлений. Главное, чтобы они были уравновешены и не получилось так, что присутствуют одни вертикали или наоборот. Человеческий глаз должен двигаться по картине, а объекты и создают маршрут движения.
Вертикально расположенные формы воспринимаются более тяжелыми, чем наклонные.



Контрасты. Контраст - также одно из средств композиции. С помощью контраста можно усилить внимание на нужном объекте.
Существуют разные виды контрастов: цветовой контраст (к примеру, черный-красный), тональный (светлый-темный), смысловой контраст (красивый-уродливый), контраст величин (большое-маленькое).
Масштабность является наиболее сложным средством композиции. Вы должны уметь правильно передавать величину объектов. Элементы одной величины могут запутать зрителя, поэтому более важное должно быть более крупным и тем самым привлекать внимание.
Вес объектов. Яркие цвета более более значимые, чем темные. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь темного пространства должна быть большей, чем площадь белого пространства.
Пример цветового контраста:



Линейная перспектива. Чтобы у зрителя создалось верное представление о положении, объеме и форме элементов на вашей работе, они должны быть размещены по законам перспективы. Принцип линейной перспективы заключается в том, что величина предметов уменьшается по мере удаления, а все параллельные линии, уходящие вдаль, кажутся сходящимися в точке. Ее называют точкой схода. Отдаленные предметы кажутся маленькими, близкие - крупными, поэтому на такой работе хорошо ощущается глубина пространства.



Положение изображаемых элементов. Линия горизонта.

Линия горизонта - это некая воображаемая плоскость, которая на изображении выглядит как прямая линия.



Если на улице определять ее положение довольно просто (граница между небом и землей, небом и водой), то в помещении сделать это несколько сложнее. Если предмет находится ниже линии горизонта, то вы можете видеть его верхнюю поверхность (например, горлышко вазы).



Если предмет находится выше линии горизонта, то вы можете видеть его нижнюю часть (например, дно вазы).



Если бы ваза была расположена четко на линии горизонта, то ни горлышко, ни донышко вам не было видно.



На данном примере точка съемки высоко, линия горизонта расположена высоко, то есть, наблюдатель видит все предметы сверху.



На этом примере точка съемки очень низко, линия горизонта расположена низко, и почти все объекты видны снизу (посмотрите, например, на кроны деревьев).



Обратите внимание, что на одноуровневой поверхности линия горизонта должна проходить через фигуры в одном и том же месте:



Здесь вы видите одну из самых распространенных ошибок: неверно определена точка съемки миски, и, следовательно, ее положение относительно линии горизонта также неправильное. Миска расположена на линии горизонта, тогда как она сфотографирована с высокой точки и должна располагаться ниже линии горизонта, на нижней полке:



Поэкспериментируйте с любым предметом: расположите его на линии горизонта (на уровне ваших глаз), затем спустите ниже или выше уровня горизонта. Рассмотрите, как выглядит этот объект в каждом из положений.

а) Перспектива по одной точке.
Однозначность и простоту обеспечивает перспектива в одну точку. В этом случае все линии должны сходиться в одной точке. Точка необязательно должна быть в центре, ее можно разместить там, где требуется по замыслу.



Если специфическая форма или наклонное положение предмета мешают вам определить его место в коллаже, то представьте этот предмет заключенным в прозрачный куб и ориентируйтесь по тому, какие грани вам видны: нижняя, верхняя или вовсе не видны.
Здесь, например, корзина находится ниже линии горизонта (нам виден ее верх), а туфли расположены чуть выше линии горизонта. Если бы вы попробовали разместить их на полу, на уровне корзины, это было бы ошибкой в перспективе.



б) Перспектива по двум точкам.

Такая перспектива кажется более живой, чем перспектива в одну точку.



Положение точек схода также играет немаловажную роль. Чем они ближе друг к другу, тем большее искажение получают объекты (особенно это заметно на периферии) и тем динамичнее сюжет.


в) Перспектива по трем точкам.

Чтобы придать работе зрелищности, можно добавить еще одну точку схода, третью. Если две других точки располагаются на линии горизонта, как вы уже знаете, то третья находится внизу или наверху и придает ощущение глубины или высоты. Сравните: на изображении с одной или двумя точками схода все перпендикуляры к горизонту параллельны (см. выше), а на изображении с тремя точками вертикальные линии сходятся в одну точку выше или ниже линии горизонта.



Перспектива по трем точкам может придать работе эффектности, динамичности и даже драматичности.



Чтобы постоянно не рисовать линии, определяя горизонт, мы покажем как это делать с помощью инструмента Pen Tool.
Для этого ставятся три опорные точки, при нажатой клавише Ctrl положение точек можно менять, определяя таким образом общую точку схода:

СМ. ВИДЕО РОЛИК "Определение горизонта" из папки (ВИДЕО ролики) урока 01

Точка съемки.
Никогда не совмещайте в коллаже снимки, сделанные с разных точек съемки. Это очень распространенная ошибка. Обязательно рисуйте линии перспективы, которые должны сойтись в одной точке.
Для наглядности разберем простой пример. Вам нужно совместить на коллаже два предмета. Разместив объект так, как вам нужно, проведите линии перпективы так, чтобы они сошлись в одной точке:



Теперь расположим второй объект и проведем линии. Как мы видим, у объектов разная перспектива, их нельзя объединить в одной работе. Первый предмет снят с более высокой точки, второй - с более низкой.



В этом случае вам придется переснять объект с учетом перспективы первого.



Разберем три примера.

1) Проводим линии перспективы по крыше и основанию дома. Линии сходятся в одной точке. Эта точка лежит на линии горизонта. Таким способом находим линию горизонта. Теперь добавляем фон с очевидной линией горизонта. Совмещаем линию горизонта дома и фона.
2) Аналогичный пример. Проводим линии перспективы по скамейке и находим линию горизонта. Она располагается ниже, чем линия горизонта фона, следовательно, мы должны разместить скамейку выше.
3) Если вы имеете дело с округлыми предметами, то для удобства их можно вписать в квадрат, если предмет плоский, или в куб, если объемный. Вписываем крышку люка в квадрат, проводим линии перспективы. Линия горизонта крышки выше линии горизонта фона, поэтому опускаем крышку ниже.


СМ. ВИДЕО РОЛИК "Пример" из папки (ВИДЕО ролики) урока 01

Точка съемки во многом определяет, будет ли человек казаться величественным или же совсем наоборот - маленьким и жалостливым. Если снимать человека с точки на уровне груди, это визуально увеличивает ноги, что не может не украсить любую женщину.



Эта же точка съемки выгодно увеличивает торс мужчины. Тогда как если снимать с точки выше уровня глаз, то ноги будут казаться короткими, а торс - щуплым. Не стоит снимать детей и животных с высоты собственного роста. Снимайте на их уровне.



Несмотря на строгие законы линейной перспективы, существует мнение, что восприятие пространственных объектов сугубо индивидуально, и в творчестве допустимы намеренные искажения и погрешности для усиления впечатления или создания эффектов иллюзии. Воспринимая окружающий мир, мы в своем сознании воссоздаем его, опираясь на собственный опыт и вкусовые предпочтения, отсюда возникает авторское своеобразие, самобытность, уникальность. Не бойтесь сделать что-то не по правилам, доверяйтесь внутренней интуиции, если она направляет вас в сторону творческой выразительности.

Воздушная перспектива. По мере отдаления объектов уменьшается их яркость, контрастность и насыщенность цвета, и в итоге самые отдаленные объекты сливаются с фоном. Различная яркость и отчетливость предметов вблизи и вдали связана с поглощением света слоем воздуха, находящегося между объективом и объектами. Это явление называется воздушной перспективой. Ее можно использовать для отделения главных объектов от фона, а также для разделения планов:



Во время сильного тумана или смога этот прием наиболее эффектен, чем в ясный день, однако с помощью графических редакторов воздушную перспективу можно имитировать.





Разберем пример разделения планов с помощью воздушной и линейной перспективы.
Если все лепестки роз расположить на одном расстоянии от зрителя, он не получит представления об объеме:



Чтобы это исправить, разделим всю массу лепестков на три плана (дальний, средний и ближний). С учетом линейной и воздушной перспективы лепестки на дальнем плане будут казаться меньше в размерах, менее резкими, менее насыщенными по цвету, менее контрастными:



Добавляем лепестки среднего плана (более крупные, более резкие, более насыщенные и контрастные):



Следуя той же логике, добавляем лепестки ближнего плана. Таким образом мы создали иллюзию объемного пространства.



Всегда помните про объем, работая с различными частицами.



Кадрирование фигуры человека должно быть максимально оправданным, так как крайне некрасиво смотрятся "обрезанные" кисти рук и ступни.



Если и возникла необходимость убрать из кадра руки, то стоит кадрировать очень осторожно, чтобы это не бросалось в глаза и смотрелось естественно.



Фокус в большинстве случаев должен быть на глазах портретируемого. Глаза первым делом привлекают зрителя, и, если на них нет фокуса, то зритель мгновенно оказывается в замешательстве и впечатление от вашей работы уже смазано.



Но и здесь существуют исключения, когда персонаж в работе не главное, а является лишь дополнением смыслового центра.



Для съемок портрета наиболее подходит расстояние 2 метра с линзой примерно 100 мм (для 35 мм камеры). Более короткое расстояние приводит к искажение черт лица и создает комический эффект, который тоже можно использовать в работе.



Формат. Формат играет важную роль для создания общего впечатления, производимого работой на зрителя. Квадрат (или приближенный к квадрату прямоугольник) создает ощущение надежности, покоя и стабильности. В квадрат хорошо помещать портреты, статичные спокойные работы.



Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей и для стремительных действий.



Формат, вытянутый по вертикали более легкий и летучий. В него идеально вписывать фигуры людей.



Не будет лишним сделать набросок вашего сюжета на бумаге, попробовать разместить объекты разным образом. И когда у вас уже будет перед глазами четкое видение композиции, начинать работу.
Вам нужно добиться, чтобы любой взглянувший на вашу работу четко понял ее смысл. Для этого необходимо использовать правила композиции, с помощью которых вы сможете упорядочить исходники коллажа, создать нужную атмосферу работы и донести идею до зрителя. Старайтесь не добавлять к работе новые важные объекты, когда ваша композиция уже сформирована - это нарушит ее, и вам придется создавать ее заново с учетом нового объекта. В то же время вы можете дополнять работу небольшими деталями, которые помогут усовершенствовать ее в целом.
Не забывайте, что не стоит использовать сразу все известные вам приемы построения композиции. Для удачной работы достаточно двух-трех правил, поэтому не перегружайте работу - это не пойдет на пользу.

Как вы убедились, существует множество вариантов построения композиции, но нужно понимать, что все эти правила существуют только для того, чтобы помочь вам, а не ограничить вашу творческую мысль. В процессе организации пространства вашей работы нередко стоит полагаться на интуицию и собственный вкус, и со временем вы легко будете ощущать дисгармоничность композиции и без проблем ее исправлять.

____________________________________

Задание:
Чтобы получить от этого курса как можно больше опыта и знаний, старайтесь всегда выбирать второй, более объемный, вариант задания. К первому, простому, варианту прибегайте только в случае острой нехватки времени и в отсутствии возможности заниматься. Ученикам, пришедшим к нам повторно, первый вариант не рекомендован вообще.

Вариант 1 (простой):

На две фотографии с высокой и низкой линией горизонта поместите любые объекты с других снимков с учетом точки съемки и правил композиции.
(Например, добавьте к натюрморту чашку или на уличный снимок - фигуру человека, автомобиль.)
Количество объектов любое. В этом задании НЕ нужно аккуратно вырезать объекты, учитывать освещение, гамму, а также вписывать - всем этим мы будем заниматься позже. Сейчас нужно только правильно определить точку съемки и верно разместить объекты на вашем фоне. Можете использовать как собственные фотографии, так и снимки из интернета.

Вариант 2 (сложный):

1. Приведите примеры неудачного и удачного построения композиции.
В первом случае объясните его ошибочность, аргументируйте Вашу позицию и предложите варианты для улучшения композиции.
Во втором - максимально подробно опишите принцип композиционного построения и найдите сюжетно-тематический центр/ы.
Если Вы считаете, что в работе использован принцип золотого сечения, обязательно добавьте сетку. Можно использовать как собственные коллажи или фотографии, так и примеры из интернета.

2. На две фотографии с высокой и низкой линией горизонта поместите любые объекты с других снимков с учетом точки съемки и правил композиции.
(Например, добавьте к натюрморту чашку или на уличный снимок - фигуру человека, автомобиль.)
Количество объектов любое. В этом задании НЕ нужно аккуратно вырезать объекты, учитывать освещение, гамму, а также вписывать - всем этим мы будем заниматься позже. Сейчас нужно только правильно определить точку съемки и верно разместить объекты на вашем фоне. Можете использовать как собственные фотографии, так и снимки из интернета.